Домой Политика Огромный штраф для Booking.com от российской ФАС

Огромный штраф для Booking.com от российской ФАС

Что стало причиной: злоупотребление доминирующим положением или просто хорошая работа? Опрошенные Business FM отельеры не отметили никаких проблем в сотрудничестве с сервисом

Огромный штраф для Booking.com от российской ФАС

Федеральная антимонопольная система оштрафовала сервис бронирования отелей Booking.com на 1,3 миллиарда рублей.

Основная претензия ФАС связана с так называемым паритетом цен. Booking запрещает своим отелям устанавливать более низкие цены на других площадках. То есть нельзя сделать так, что на Booking номер, к примеру, стоит 5000 тысяч в сутки, а в другом агрегаторе, допустим, «Островке» или «Яндекс.Путешествиях» — 4000.

Антимонопольщики считают, что это правило является злоупотреблением доминирующим положением на рынке. Хотя сами отельеры, с которыми Business FM связалась, не видят в этом ничего страшного. На официальном сайте отеля устанавливать другие цены Booking не запрещает, рассказывает владелец гостиницы «Гельвеция» в Петербурге Юнис Теймурханлы:

Юнис Теймурханлы владелец гостиницы «Гельвеция» в Петербурге «Дело в том, что паритет сейчас действует только в отношении конкурентов Booking.com, с которым работают отели. Это другие площадки. Паритет не распространяется сейчас на сайт отеля, а все остальные каналы продаж — такие, как прямые договора с компаниями, с туроператорами, с турфирмами. Он был отменен Booking.com много лет тому назад. Но в отношении конкурентов он продолжает действовать. То есть Booking.com, и то в легком варианте, нас информирует о том, что на конкурентных площадках цена либо чуть ниже, либо чуть выше, что, на наш взгляд, абсолютно имеет право делать Booking.com».

На Booking еще в 2019 году пожаловалась «Опора России». Как можно понять, условиями работы с сервисом недоволен в первую очередь малый бизнес. Хотя у иных гостевых домов нет даже собственных сайтов и денег на продвижение. И, возможно, без Booking никто бы и не узнал, что такие отельчики, где могут быть очень хорошие условия, в принципе существуют. За это агрегатор и берет комиссию — в среднем 20% с успешного бронирования. А потом уже гости и владельцы отеля обычно обходятся без Booking, сами созваниваются и договариваются. Но удивительно, что «Опору» не возмутили действия других агрегаторов. Они точно так же, как и Booking, запрещают выставлять цены ниже, чем у себя, говорит гендиректор трехзвездочной гостиницы «Адмиралтейская» в Петербурге Ольга Киселева:

Ольга Киселева гендиректор трехзвездочной гостиницы «Адмиралтейская» в Петербурге «У любой компании есть в договоре строка: не нарушение паритета, такое же абсолютно, как у Booking.com, и у «Островка» он есть, и у всех остальных. Этот пункт действительно запрещал ставить цены ниже, в том числе на других ресурсах, чем на Booking.com, но на своих сайтах мы всегда можем выставить свою цену. Поэтому мы прекрасно все вопросы с Booking.com решали самостоятельно. Станет ли Booking.com какой-то другой ресурс? Нужно понимать обороты Booking.com, их финансовые возможности, есть ли у кого-то еще такие финансовые возможности, вот в чем вопрос».

Читать также:  Статистика нарушений по итогам трехдневного голосования

Комиссии с отельеров, причем тоже не маленькие, конкуренты Booking тоже берут, это для них основной способ заработка. Например, у «Яндекс.Путешествий» комиссия составляет 14%. То есть не намного меньше, чем у Booking. Но ФАС считает, что злоупотребляет именно он. Долю компании среди подобных агрегаторов антимонопольщики оценили почти в 80%, пишет РБК. Что интересно, еще четыре года назад она была меньше 50%.

Что могло измениться за это время? Конкуренты вроде никуда не ушли. Может быть, дело лишь в том, что Booking хорошо работает? О сотрудничестве с сервисом говорит гендиректор City Park Hotel в Сочи Илья Завиваев:

Илья Завиваев гендиректор City Park Hotel в Сочи «Нас устраивает плодотворное, историческое и взаимовыгодное сотрудничество, иначе его бы не было. В принципе, хочешь — работай, хочешь — не работай. Если твой личный бренд настолько сильный, то тебе достаточно обходиться вообще без партнеров, и отель самостоятельно все обеспечивает, но мне такие примеры не известны. Например, кто-то из России хочет поехать в Чехию, приведите пример отеля там? Вы, конечно же, будете искать через агрегатор, а № 1 — Booking.сom».

К Booking есть претензии не только в России, но и в европейских странах, в Израиле, добавляет РБК. И, вообще, уже много лет компанией, основанной в Нидерландах еще в 90-х годах — возмущаются отельеры по всему миру. И, возможно, их претензии, а в основном жалуются на комиссии, в какой-то степени оправданы. Но у нас Booking выставили рекордный штраф в истории ФАС — 1,3 миллиарда рублей. Это 11,5% оборота агрегатора в нашей стране.

Причем, сейчас не самое лучшее время для туризма. Первые полгода головная компания закончила с убытком. Но накопленных за годы денег у нее с лихвой хватит, чтобы заплатить. И нельзя исключать компромисса. Например, смягчение условий для малого бизнеса, то есть для небольших несетевых отелей. С их точки зрения, да и не только их, монополия, это, конечно, плохо. Но монополистами обычно становятся в двух случаях. Или тебя кто-то очень сильно поддерживает, сметая с пути конкурентов. Или же ты просто очень хорошо работаешь и коллеги конкуренции не выдерживают.